Рис. 1. Штатный стартер для бензопилы.
В поисках выхода я как-то вспомнил, что у лодочных моторов старого изготовления стартер представляет собой несъемную дюралевую болванку с проточенными пазами (канавками). То есть намотал веревочку, дернул... Не завелся мотор, еще раз намотал, еще дернул... и так далее. Вот я и стал думать, как такую же конструкцию сделать и на бензопиле. Сначала решил заказать токарю соответствующую деталь, показанную на рис. 1. Но до заказа так дело и не дошло. Получилось так, что как-то после очередного отказа (стартер перестал «цеплять), возвратившись из леса вечером за несколько часов я изготовил стартер «новой» конструкции. Он приведен на рис. 2. Основной его частью служит болт. Его подбирают с таким условием, чтобы диаметр головки соответствовал диаметру отверстия в храповике (если размеры головки немного больше, придется подточить её напильником). При этом болт должен заходить в отверстие храповика с достаточным натягом.
Рис. 2. Самодельный стартер для бензопилы: 1- шкив; 2- штифт; 3- болт; 4- храповик.
Длина болта - не менее 7 см. Головку болта следует сточить на наждаке до высоты 2-.4 мм, иначе невозможно будет ввинтить храповик в маховик. Шкив диаметром около 12 см я поставил от стиральной машинки, закрепив его на болте штифтом. В принципе для стартера подойдет и любой другой шкив (чем больше диаметр шкива, тем его будет легче раскручивать). Можно даже выточить деревянный шкив, но тогда его нужно будет закрепить между двумя гайками. В шкиве следует проточить (отрезным кругом «вулканитом» или круглым напильником) паз для крепления веревки (рис. 3). Ну и наконец, осталось найти более-менее прочную веревку длиной 70...100 см, на одном ее конце завязать узел, на другом укрепить палочку-ручку.
Рис. 3. Расположение паза в шкиве.
Чтобы завести пилу, в паз вставляем узел, наматываем веревку на шкив по часовой стрелке и дергаем. Замечу, что дергать станет гораздо легче, так как не надо преодолевать сопротивление пружинь, установленной на обычном стартере. Придуманный мной стартер оказался надежным и, как говорится, «не подводит».
Перед изготовлением стартера нас беспокоило то, что вращающийся стартер в процессе работы будет мешать и для него потребуется сделать кожух. Но оказалось, после того, как бензопила «заведется», стартер из-за небольшого эксцентриситета, возникшего в результате неточного изготовления, самопроизвольно выкручивался, то есть работать не мешал.
Как-то при промывке карбюратора я обнаружил, что в цилиндре, а также в прокладках, находящихся, между цилиндром и карбюратором, и в самом карбюраторе кроме основного отверстия есть еще и одно маленькое. По инструкции оно служит, якобы, для улучшения заводки и подогрева карбюратора. Я решил в качестве эксперимента перекрыть это отверстие, то есть взял да и вставил наряду с обычными прокладками одну Дополнительную прокладку из жести без маленького отверстия. В результате пила стала работать гораздо устойчивее, лучше заводиться, у нее прибавилась мощность. Как я потом выяснил, из-за этого маленького отверстия происходил не подогрев, а перегрев карбюратора. Напомню, что все вышеописанное касается мембранного карбюратора, а не поплавкового.
В заключение еще несколько советов.
Колпачок у высоковольтного провода долго не «живет», так что обычно он (провод) держится на свечке. Этого можно избежать, если подобрать или сделать самому своеобразный контакт (рис. 4) и закрепить (зажать и припаять) его на конце провода. На свечке его крепят с помощью гайки.
Если у вас потерялась пробка от бензобака, ее удается заменить пробкой от пластиковой бутылки вместимостью 1-1,5л, которую придется вворачивать с некоторым усилием (не забудьте просверлить в ней отверстие диаметром 1-2 мм).
Цепь рекомендую покупать только импортную. Хотя она и стоит в 2-3 раза дороже отечественной, но зато превосходит ее во всех отношениях - пилит намного лучше, точить ее надо гораздо реже.
Рис. 4. Крепление контакта на высоковольтном проводе: 1- провод; 2- контакт.
Ватолин А. Несколько советов по ремонту бензопилы. // Альманах «Сделай сам». - 2004, №3.