Размер и форма кисти должны соответствовать виду работы. Маленькой кистью трудно равномерно окрасить большую поверхность, и на это потребуется много времени. Большой кистью невозможно окрасить узкие участки поверхности,
В зависимости от назначения и формы кисти подразделяют на следующие типы:
КР - кисти-ручники, предназначенные для грунтования и окраски поверхностей масляными красками и эмалями
КП - кисти плоские, предназначенные для грунтования, окраски, а также для покрытия поверхностей лаком
КМ - кисти маховые, предназначенные для промывки, нанесения грунтовки, побелки и окраски поверхностей стен, фасадов зданий и крыш клеевыми, известковыми, казеиновыми и масляными красками
КМА - кисти-макловицы, предназначенные для окраски поверхностей водными (клеевыми, известковыми, казеиновыми и силикатными) составами
КФ - кисти флейцевые, предназначенные для обработки (флейиевания) свежеокрашенных поверхностей путем сглаживания следов кисти
КФК - кисти филеночные, предназначенные для выполнения отделочных операций: вытягивания филенок, разделки рисунков, а также для работы в местах, малодоступных для больших кистей
ЩТ - щетки-торцовки, предназначенные для обработки свежеокрашенных клеевыми и масляными красками поверхностей и придания им шероховато-матового вида («шагрени»).
Работа кистью, простая на первый взгляд, требует умения. Вот примеры различий в работе любителя и маляра-профессионала. Маляр-любитель использует любую, имеющуюся под рукой кисть, или приобретает дешевую кисть и выполняет ею работы разного характера. Профессионал в каждом отдельном случае пользуется кистями определенного размера и формы. Он знает, что у дешевой кисти волос обычно низкого качества и на единицу ширины кисти приходится меньшее его количество. Да и при выполнении работы любитель и профессионал действуют по-разному.
Профессионал окунает кисть в краску не больше чем на половину длины ворса кисти, и ему не нужно снимать излишки краски о край банки. Он по опыту знает примерный размер поверхности, который можно покрыть взятой на кисть краской, и для получения однородного по толщине покрытия делает минимальное число мазков кистью.
Любитель же обычно берет на кисть краски больше, чем она может удержать, поэтому ему приходится снимать излишек краски о край банки, при этом часть краски теряется. Кроме того, в этом случае краска забивается внутрь кисти, часть растворителя испаряется, краска подсыхает и не может быть использована. Наносить краску такой кистью труднее, а по окончании работы ее с трудом можно промыть.
По сравнению с профессионалами любители делают намного больше движений кистью для нанесения одного и того же количества краски. В результате многократного разравнивания слоя растворитель из краски улетучивается быстрее, консистенция краски повышается, ухудшается ее способность растекаться по поверхности (розлив), а на поверхности остаются штрихи от кисти. Перекрывание слоя краски необходимо производить до начала высыхания предыдущего участка, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться.
Глянцевые эмали при неравномерном нанесении легко образуют наплывы и подтеки, поэтому при нанесении их в продольном и поперечном направлениях следует сильнее нажимать на кисть, чем при нанесении грунтовок и матовых эмалей. Заключительное штрихование глянцевых эмалей рекомендуется производить сверху вниз для того, чтобы уменьшить стекание краски.
Уход за кистями. Новая кисть всегда загрязнена пылью и сломанными волосками. Поэтому накануне проведения работы ее следует вымыть в мыльной воде. Пучок волоса или щетины должен приобрести конусообразную форму. Маляры часто достигают этого, используя вначале кисть для грунтования и аналогичных операций на шероховатых поверхностях. После этого кисть очищают и используют для нанесения покровных слоев.
До начала работы кисть «разрабатывают» для равномерного распределения на ней краски. Для этого кисть окунают в краску и обтирают ее о внутреннюю поверхность емкости. Операцию повторяют несколько раз, поворачивая кисть до тех пор, пока весь пучок волос не будет смочен на половину их длины.
Длинный волос маховой кисти неудобен в работе, и кисть следует обвязывать шпагатом, как показано на рис. 5. Длина волоса маховой кисти 100 мм. Хорошая кисть при сгибании должна сразу выпрямляться, не искривляясь.
Рис. 5. Вязка кистей шпагатом
Качество окрашивания зависит от того, как подготовлена кисть к работе. Жесткая щетина или волос оставляют на поверхности грубые полосы, которые снижают качество окраски. Поэтому перед использованием новые кисти следует выдержать около часа и воде. В воде кисть набухает и размягчается. Мягкий, размоченный волос кладет краску ровнее, а, кроме того, разбухание волоса предохраняет его от выпадения при окраске. Перед нанесением эмалей или масляных красок кисти необходимо просушить.
После замачивания кисти, отдельно выступающие волоски снова могут оставлять грубые полосы. Такие кисти нужно обработать: нанести ими краску по грубой штукатурке или потереть кисть, смоченную и воде или краске, по бетону, кирпичу или штукатурке.
При работе кисть рекомендуется периодически поворачивать в руках для равномерного износа волоса по окружности. Обычно кисть считается пригодной при 50-60%-ном истирании волоса по длине. Маховой кистью массой 400 г можно окрасить масляной краской в среднем 500--800 м2 поверхности. При окраске клеевыми красками износ кисти несколько меньше, и одной кистью можно окрасить до 1000 м2 поверхности.
Следует помнить, что если поверхность хорошо подготовлена (гладкая) и кистью проводят с правильно выбранной силой нажима, она изнашивается меньше.
При работе масляными красками во время кратковременного перерыва кисти рекомендуется опускать в ведро с водой, скипидаром, керосином или держать в краске, которой красят. При этом необходимо, чтобы она не касалась волосом дна посуды.
Кисти в деревянных оправах не рекомендуется держать в воде длительное время, так как дерево набухает, клей размокает, и волос кисти может вылезти.
При длительном перерыве в работе кисти необходимо тщательно промыть. От олифы, красок и эмалей кисти сначала отмывают в растворителе, применяемом для разбавления материала (уайт-спирите, скипидаре и др.), а затем в мыльной воде. Мыть кисть необходимо до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться. Удобно мыть кисти в ванночке с сеткой, расположенной на некотором расстоянии от дна ванночки. При этом кисти не касаются дна ванночки и не загрязняются осевшей на дно краской.
Подвязанные кисти необходимо развязать перед мытьем для того, чтобы краска не засохла под подвязкой и не испортила кисть.
После клеевой окраски кисти моют в чистой воде, лучше теплой или горячей. После мытья кисть следует хорошо отжать и подвесить волосом вниз. Кисти следует придать форму факела, и если после промывания волос расходится, ее нужно слегка связать или обернуть марлей.
Высушенную кисть следует хранить в сухом прохладном месте. Кисть лучше сохраняет форму и не подвергается воздействию насекомых и грибков, если при хранении она завернута в пергаментную бумагу.
Источник: Химия для Вас. Лаки и краски в Вашем доме: Справ. изд. / В.Б. Манеров, В.С. Каверинский, С.П. Ермилов, Ф.И. Прудниченко.-М.: Химия,1989.-208с.:ил.
Еще статьи о кистях и валиках:
- Кисти и валики
- Валики малярные
- Краскопульт ручной