Верхняя часть катучей опалубки представляет собой систему связанных друг с другом кружал, обшитых палубой. Палуба может иметь различные очертания и состоять из опалубки и сегментных ферм, опирающихся на продольные фермы.
Опорная часть катучей опалубки представляет собой жесткую раму, которая может передвигаться на катках или колесах в направлении продольной оси здания или сооружения (рис. 781).

Верхнюю часть опалубки можно опускать и поднимать при помощи полиспастов. Благодаря этому после бетонирования одной секции опалубку можно опустить, передвинуть на другую секцию и снова поднять в рабочее положение.
Передвижная опалубка для каналов криволинейного очертания (рис.782) имеет две - наружную и внутреннюю - стенки.

Наружная стенка опалубки состоит из криволинейных кружал, обшитых строгаными досками, водостойкой фанерой или листовой сталью. Кружала опалубки скрепляют со стойками, поддерживающими рабочий настил. Внутреннюю стенку собирают из двух криволинейных деревянных или металлических щитов, которые при установке соединяются в ключе свода болтами. Между щитами помешают закладную соединительную рейку.
Кружала опалубки установлены на парные клинья, уложенные на лаги. В концевых кружалах каждой секции имеются отверстия для болтов, которые соединяют смежные секции. Наружная и внутренняя стенки опалубки соединяются стяжными болтами. Бетонирование каналов производится в две очереди: сначала в разборно-переставной опалубке бетонируют днище и нижнюю часть стен канала, после этого в передвижной опалубке бетонируют стены и свод. Опалубка проходного канала замкнутого сечения показана на рис. 783,а.

Каркас такой опалубки состоит из связанных болтами дощатых ферм, стойки которых служат ребрами опалубки стен, а горизонтальные схватки внутренней опалубки - кружалами для опалубки плиты. Схватки ферм наружной опалубки поддерживают рабочий настил. Щиты наружной опалубки прикрепляют к стойкам гвоздями. Для крепления щитов внутренней опалубки к фермам без гвоздей часть ферм делают из двойных досок (рис. 783,б). Между досками пропускают болты, которыми закрепляют металлическую планку, перекрывающую щель между смежными щитами и прижимающую их концы к стойке фермы.

Подводная опалубка показана на рис. 784; она изготовляется и устанавливается по специальным чертежам.
Гурвич А.О. Плотнично-опалубочные работы. - М., 1958.