Помимо способов производства железобетонных работ, при которых после снятия опалубки и лесов получается монолитное сооружение, широко применяется другой способ, при котором колонны, балки и другие конструкции бетонируются в стороне от постройки - на заводах или полигонах (рис. 785).
В этом случае после распалубки конструкции доставляют на склад, а затем к месту сооружения и устанавливают при помощи кранов и других подъемных машин. Такие конструкции называются сборными.

Для того чтобы сооружение в целом было монолитным, арматуру в местах стыков установленных элементов сваривают и бетонируют.
При применении сборных железобетонных конструкций резко уменьшается потребность в опалубке, так как ее оборачиваемость значительно увеличивается в сравнении с опалубкой монолитных конструкций. Это объясняется тем, что распалубка конструкций производится в более ранние сроки за счет применения электропрогрева, пропаривания и т. п., когда процесс твердения сборных железобетонных элементов значительно ускоряется. Отсюда вытекают основные требования, предъявляемые к формам: простота и легкость сборки и разборки, многократная оборачиваемость.
Формы для сборного железобетона делают из 40-миллиметровых строганых высушенных досок, проваренных затем в петролатуме при температуре 100°. В петролатуме масло пропитывает древесину почти насквозь и тем самым делает опалубку водоустойчивой, следовательно, придает ей устойчивость против коробления формы и увеличивает срок ее службы.
Все соединения выполняют не на гвоздях, а на болтах, клиньях и разборных хомутах. Применяются также металлические формы. Запрещается при сборке опалубки применять гвоздевые соединения, так как это ведет к размочаливанию опалубки и к сокращению срока ее службы в 5-10 раз.
Гурвич А.О. Плотнично-опалубочные работы. - М., 1958.